Уважаемые форумчане!
В связи с определенными обстоятельствами форум вынужденно переходит в режим чтения.
С этого момента темы и сообщения на форуме можно только просматривать, но не писать и создавать новые.
Как долго форум просуществует в таком режиме и возобновит ли он свою работу полноценно — пока информации нет.
Спасибо всем, кто участвовал в жизни нашего форума!


Reply To Thread
Показано с 1 по 1 из 1
  1. Collapse Details
    Обзор портативного усилителя/ЦАПа на вакуумных лампах IMS HVA1 
    #1
    Форумчанин
    Адрес
    Владивосток
    Сообщений
    10
    Репутация
    75 (0)
    По умолчанию
    ПриветствПриветствую уважаемых форумчан и читателей форума,

    В этой теме я хотел бы познакомить вас с интересным экземпляром в мире портативного аудио: лампового (точнее, всё же, "гибридного") усилителя для наушников с функцией ЦАПа HVA (Hybrid Valve Amplifier).

    Девай производился (увы, именно в прошедшем времени) новозеландской аудио-мастерской IMS Electronics, у основания которой стоял широко известный в узких кругах новозеландских аудиофилов Мартин Янг (Martin Young). Свой проект "карманного лампового усилителя" он выложил на кикстартер в 2015 г., кампания набрала необходимую сумму, и усилитель пошёл в мелкосерийное производство.

    DSCF1876 (2).jpg

    Итак, сначала характеристики:

    Выходной импеданс: <0.3 Ω
    Максимальная выходная мощность @32 Ω: ~87 mW
    Максимальный выходной ток: 115 мА
    Максимальное выходное напряжение: ~1.5 Vp-p
    Рекомендуемый импеданс нагрузки: 4Ω – 32 Ω
    Максимальное разрешение (ЦАП): 32/384
    КГИ: <0.001%
    Размеры: 105 x 59 x 16mm
    Батарея: 1800 mAh
    Время работы от одного заряда: до 12 часов
    Вес: 150/120 г (с ЦАП и без).

    HVA можно было купить в двух вариантах: с ЦАПом и без оного. Розничная цена составляла, соответстенно, $270 и $180.Приступим к описанию комплекта поставки и внешнего вида устройства.

    Усилок пришёл в фирменной жестяной коробке, где он лежал в поролоновой подложке. К нему прилагалась инструкция на одном листе картона, где было расписано как создатели сего девайса вложили свою душу и кое-какие ещё аудиофильские компоненты, указан от руки серийный номер (трёхзначный) и отдельно отмечен тот факт, что собран он вручную в Новой Зеландии. Увы, никаких проводов в комплект не входило (хотя, вроде, должен был быть хотя бы переходник 3.5 -> 3.5 и microUSB – USB-A ), как и зарядника.

    DSCF1857_LI.jpg

    Сам усилок по габаритам чуть больше пачки сигарет по высоте, и примерно соответствует ей по ширине и глубине. Корпус сделан из анодированного алюминия, на передней грани есть окошко из плексигласа, через которое можно любоваться лампами в работе. Чтобы любоваться было интересней, под вакуумными лампами установлена пара светодиодов, имитирующих свет от накаленной нити. Как-никак, многие ведь хотели бы, чтобы радио-лампа в карманном усилителе не только лампово звучала, но и горела. В общем, для эстетики. На переднюю грань лазером нанесён логотип мастерской, а на заднюю - различная техническая информация. Элементы управления минималистичны: на верхней грани есть металлическая ручка потенциометра, 3.5 мм выход для наушников и 3.5 вход. Режим линейного выхода не предусмотрен. На одной боковой грани - вход microUSB, который служит для зарядки и подключения к ПК в режиме цифрового плеера; на другой переключатель режимов high/low gain. Включение осуществляется поворотом ручки потенциометра. Когда батарея заряжена, лампочки под стеклом горят зелёным, когда разряжаются - оранжевым, это вся индикация состояния батареи.


    DSCF1885 (2).jpg DSCF1897 (2).jpg
    DSCF1879 (2).jpgDSCF1900.jpg

    Техническая часть. За ЦАП отвечают Savi Audio SA9227 в качестве мастер-процессора и Burr Brown PCM5102 в качестве slave ЦАПа. На мой взгляд, очень удачная связка, и забегая вперёд, отмечу что ИМХО реализация ЦАПа вышла даже лучше, чем усилительного тракта. ЦАП может работать с максимальным разрешением 32 bit / 384 kHz PCM сигнала, а также переваривает DSD64 и 128. Весьма неплохо.

    Сердцем и душой усилительного тракте выступают две радио-лампы Raytheon 6418. Примечательный факт из военного прошлого этих ламп: они предназначались в том числе для использования в ракетах системы Patriot и Tomahawk. Едва ли этот факт является залогом особенного звучания, но во всяком случае предполагает надёжность этих ламп и их долговечность. Естественно, лампы не отвечают за усиление по мощности (а жаль) - эта часть тракта выполнена на транзисторах, а лампы должны придавать аналоговому сигналу неповторимый окрас. Также стоит упомянуть, что за фильтр в усилительной части отвечает ОУ Burr Brown 2134, с крайне низким коэффициентом искажений (0.00008%). Ну, и в довесок, с целью обеспечить чистоту сигнала, в обвесе используются металлопленочные резисторы и танталовые конденсаторы с низким ЭСП.

    Насколько заявленные характеристики соответствуют реальным? Сам я замеров не проводил, но в сети есть подробный технический разбор. Фото замеров взяты оттуда.

    Итак, первое что видно на графиках, это ровная кривая АЧХ в обоих режимах. Достойный график.
    8572812_thumb.png.


    Следующий график замера шумов.
    8572813_thumb.png

    THD+N ~ 3%. На графике можно увидеть гармоники второго порядка, но ведь за них тот самый "ламповый звук" и любят...

    Звучание и использование.

    Усилитель использовался в качестве цифрового плеера подключенного к ПК в паре со следующими наушниками: Symphonized Wraith, V-Moda M-100, AudioTechnica ATH-M50, AKG K240 (старые, 600 Ω), AKG K271 MKII, ThinkSound ts02 (единственные IEM). В сравнении также участвовали плееры Colorfly C4 Pro и Cayin N5.

    Начну с хорошего - со звука. Звук действительно очень детальный, чистый и, как ни удивительно, мягкий. Мог бы списать последнее на самовнушение, но, пожалуй, некоторая теплота или мягкость в звучании именно у HVA присутствует, что выражается в том, что я гораздо раньше засыпаю именно с HVA . Вообще, я не любитель описывать звук с помощью метафор и не знаю чем мерить "глубину" и "ширину" сцены. Как человек профессионально занимающийся психоакустикой и нейропсихологией, точно могу сказать следующее: каждый вкладывает в эти понятия что-то своё, что лишает смысла попытку коммуникации собственного опыта. А единственный случай, когда мне открылось такое понятие как "текстура" звука случился в Амстердаме, но аудио-аппаратура здесь была не причём. Если сравнивать, то в целом звучание мне показалось очень похожим на плеер Colorfly. Такой же уровень детализации и чистоты по всем частотам, возможно, даже немного более детально и объёмно. С Cayin сравнивать бесполезно вовсе - он здесь просто аутсайдер, который хочется выключить и забыть. В каком-то обзоре прочёл выражение "звук плавает в мёде", пожалуй, оно подходит здесь как нельзя к месту. В HVA я могу слушать любую композицию Slipknot или Soulfly, и всё равно эта музыка по-тихоньку тебя убаюкивает, как будто я в детстве слушаю винильную пластинку группы "Мастер". Не всем такое придётся по вкусу, ведь кто-то явно предпочитает, чтобы тяжёлая музыка "качала". Поначалу кажется, что не хватает верхов. Но прислушиваясь понимаешь, что это эффект в целом большей плотности звука, и в ВЧ не хватает пронзительности, а не детальности. Отсюда следуют два важных момента: условная жанровая универсальности и специфическая совместимость с наушниками. Если говорить про жанры, то совсем не зашла электроника (например, Prodigy) и различные под-жанры Grind-Core. Классический рок 70-х, напротив, звучит так, как будто бы он писался специально чтобы его слушать в HVA с "темноватыми" наушниками. Кстати, о наушниках. Лучше всего HVA сыгрался с Symphonized (моя любимая пара) и AKG K240, и просто отвратительно с V-Moda и ATH-50M. Остальные расположились где-то посередине. Вывод: подходящую связку придётся подбирать.
    Производитель рекомендует усилитель для наушников с импедансом 4 - 32 Ома. Из тяжеловесов я подключил к нему древние AKG K240 с импедансом 600 (!) Ом. И в целом, не плохо они в этой связке звучали, правда потенциометр пришлось выкрутить почти до предела, т.е. запаса по мощности фактически не было. Это, конечно же крайность, но я бы не боялся подключать что-то не очень чувствительное и с импедансом 32 - 100.

    А теперь про минусы, и они, увы существенные. Самый главный минус проистекает из того, что усилительный тракт так до ума довести, видимо, не получилось. При проигрывании в режиме плеера на 100% громкости лампы уходят в овердрайв. То же самое происходит при подключении другого источника в режиме line-out. Приходится искать порог уровня master volume на компьютере, чтобы этого не происходило. Обзорщик с Head-Fi пишет, что ему было достаточно снизить master volume до 75%, но в моём случае его необходимо снижать до уровня не выше 52% (впрочем, потенциометр всё равно находится где-то в своих нижних значения, т.к. слушаю музыку я обычно дома и не очень громко). То же самое касается источника отдающего аудио по линейному выходу: если опции регуляции напряжения в этом режиме нет, то связка будет неработоспособна. Про проигрывание от смартфона в режиме обычного выхода на наушники я даже не упоминую: подобное подключение заведомо убивают всю концепцию high fidelity audio... Кстати, о смартфонах. Увы, HVA не поддерживает работу со смартфонами через USB-OTG. Всё дело в том, что создатели так и не смогли устранить утечку тока, из-за чего смартфон скорее всего не распознает HVA как внешний ЦАП. Опять же, у обзорщика с Head-Fi каким-то чудов удалось подключить его к iPhone5 в режиме ЦАПа, но и то - с переменным успехом. Стоит также отметить разбаланс по каналам на околонулевых значениях потенциометра (я бы сказал нижние 10% диапазона уровня gain).

    Для тех же, кого этот девайс заинтересовал, и кто начнёт охоту на него на рынке б/у будет полезно узнать, что на смену HVA была выпущена его улучшенная версия IMS X1, где все вышеописанные косяки были устранены. Он уже поддерживал подключение по OTG, и нормальное подключение к ПК без шаманства с master volume. Сколько их было выпущено всего, и были ли выпущены вообще - мне неизвестно.

    К сожалению, ни HVA, ни Х1 больше не производятся, сайт IMS закрыт как и сама фирма. К сожалению - потому что, среди конкурентов ламповые карманные усилители теперь предлагают только китайцы, чья продукция на вид отдаёт, честно говоря, кустарщиной, и без встроенного ЦАПа. В какой-то мере конкурентом выступал ALO Audio с его Dual Mono, но это уже совершенно другая ценовая ниша - $1000, в то время как HVA продавался за демократичные $200. И, как мне кажется, за свою стоимость он предлагал очень хороший (возможно, уникальный) звук, точно не ниже топовых плееров. И ведь, дело к конце концов, не просто в качестве сигнала. Кидаешь себе в рюкзак такую "коробочку" с ламповым звуком, садишься в старый Аммендорф 80-х годов постройки, и под звуки стратокастера Гилмора или Хендрикса, поезд увозит тебя туда, где трава была зеленее…
    DSCF1923.jpg
    Ответить с цитированием
     

  2. Следующие 11 пользователей сказали Спасибо за этот полезный пост

    + Показать/Убрать список поблагодаривших

    Bellyworship (03.01.2021), Chef01 (04.01.2021), def18 (20.12.2020), Gargantua (26.03.2021), GreyXanthor (20.12.2020), kak2z (13.03.2021), plutonim (02.01.2021), X-MEN (08.03.2021), zoriev (20.12.2020), Звуколюб (18.01.2021), Эдъ (08.03.2021)

Reply To Thread

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Ответов: 13
    Последнее сообщение: 16.10.2018, 13:56
  2. Помогите с выбором портативного усилителя!)
    от Alexey2405 в разделе Усилители и ЦАПы для наушников
    Ответов: 6
    Последнее сообщение: 16.11.2015, 07:24
  3. Переноска для портативного усилителя
    от Aqua_alex в разделе Усилители и ЦАПы для наушников
    Ответов: 6
    Последнее сообщение: 19.04.2013, 17:38

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения